• Оригинальная полиграфия
     

Полиграфия. Картонная упаковка

Контакты
Елена Бахарева аккаунт-менеждер

моб. (067) 565-89-86

office@vp.com.ua

Гончарова Ольга аккаунт-менеждер

моб. (098) 071-21-21

og@vp.com.ua

О направлении
Отдел полиграфии РХ VESNA реализует любую Вашу идею в самые короткие сроки. Организует полный цикл создания нужной Вам продукции от создания, верстки и печати макета до любой постпечатной обработки:

Примеры работ
Об упаковке
Картонные «тонкости»
Для изготовления самой распространенной потребительской упаковки — коробок, в основном используется т.н. «тонкий» картон с плотностью от 141 до 400 г/м². База же конечных потребителей картонов довольно неоднородна.
Однако крупнейшими сегментами отечественного рынка, которые потребляют данный вид картона для упаковки своей продукции, на сегодня являются: сигаретный, пищевой, фармацевтический, порфюмерно-косметический и бытовой химии. Поэтому можно сказать, что сам рынок картонных складных коробок в высокой степени фрагментированный. А это значит, следуя законам развития рынка, впереди его ожидает этап консолидации со всеми «плюсами» и «минусами» для отечественной отрасли ЦБП в целом.
Уникальные характеристики упаковочного картона как материала, а также возможное многообразие размеров, конструкций и возможность нанесения многокрасочной печати обеспечивают стабильную популярность и конечным упаковочным изделиям. Те же складные коробки вполне удовлетворяют современные маркетинговые требования заказчиков. Причем, дополнительные детали и приспособления, привносимые в конструкции задачами дизайна, не значительно сказываются на себестоимости упаковки.
В соответствии с привычными ГОСТами, картон, который применяется для изготовления потребительской тары и упаковки, разделяют на следующие группы:
•    хромовый картон: мелованный или немелованный картон из беленой целлюлозы;
•    картон хром-эрзац: изготавливается из беленой или небеленой целлюлозы, древесной массы и макулатуры, с мелованным покрытием;
•    коробочный картон: из небеленой целлюлозы, древесной массы и макулатуры.

Европейские производители используют классификацию картонов по составу. Ниже приведены характеристики, сгруппированные специалистами компании Abercade:
•    SBS — Solid Bleached Board (Sulphate) — цельный чистоцеллюлозный картон (из беленой сульфатной целлюлозы). Данный вид картона, как правило, имеет 2-4 цельных целлюлозных слоя, одностороннего мелования, белизна лицевой поверхности — 90%. Характерные плотности — 185-390 г/м2.
Картон из первичных волокон имеет существенные преимущества по жесткости и гладкости, но главный его недостаток – высокая цена. Данный вид картона преобладает в сфере упаковки пищевых продуктов, фармацевтической и косметико-парфюмерной продукции, а также используется в других областях, где первостепенную важность имеют высокая прочность, привлекательность для потребителя и возможность обработки на высокоскоростных упаковочных машинах;
•    FBB — Folding Boxboard — картон хром-эрзац. Данный вид картона представляет собой 3-слойный коробочный картон, как правило, двухсторонний. Верхний слой изготовлен из беленой химической целлюлозы (мелованный или без покрытия). Средний слой содержит древесную массу. Нижний слой либо кремового, либо белого цвета, как правило, имеет легкое мелование. Путем комбинирования свойств слоев достигается высокая жесткость, что позволяет использовать его в той же сфере, что и чистоцеллюлозный картон. Масса картона — 200-340 г/м2.
•    WLC -White Lined Chipboard – макулатурный мелованный картон. При производстве таких картонов, наряду с целлюлозой и древмассой, используется макулатура. Верхний и нижний слои изготавливают из макулатуры высшего качества, в то время как средние – из менее качественной макулатуры, что приводит к существенному удешевлению стоимости картона, но и к уменьшению пухлости и жесткости картона. Масса макулатурного картона 200-600 г/м2. Наиболее популярен картон массой 250-300 г/м2. Макулатурные картоны используются для массового производства упаковки товаров, там, где требования к снижению стоимости упаковки особенно жесткие.

Отраслевое мироощущение
С сожалением следует признать, что украинский рынок картона в сегодняшнем положении не может удовлетворить ряд растущих требований упаковочной отрасли в свете современных тенденций. Во-первых, высококачественные мелованные картоны из чистой целлюлозы в Украине не производятся. Его приходится импортировать, и здесь возникают проблемы, которые могут быть решены только на государственном уровне: ввозные пошлины и налоги, снижение или отмена которых позволит снизить стоимость упаковки и, в конечном счете, стоимость упакованного продукта для конечного потребителя. Также следует помнить, что существуют насущные внутренние проблемы отрасли, связанные, например, с приобретением оборудования, материалов и пр.
Во-вторых, объемов хром-эрзаца, производимого отечественными заводами, абсолютно недостаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Поэтому в рассматриваемом секторе упаковочных изделий наблюдается наибольшее отставание отечественной промышленности от западной. Следовательно, импорт потребительских видов картона, как и готовой картонной упаковки, — уже традиционная проблема отечественной ЦБП.
Наиболее популярны у заказчиков целлюлозные картоны производства Финляндии, Польши и Австрии, а также макулатурные, производства Словении, Болгарии и Турции.  А поскольку многие производители импортируют упаковочную продукцию и материалы, данные официальной статистики достаточно противоречивы, то емкость рынка в настоящее время оценить сложно.
Вот и получается, что те производители, за которыми «стоят» западные компании, в основном используют импортируемый картон и упаковочную продукцию из него. Поскольку так они могут соответствовать ожидаемому уровню качества и всегда иметь необходимое доступное количество для удовлетворения спроса заказчиков.
Однако перспективность украинского рынка в сегменте потребительской картонной упаковки дает основание операторам и ведущим игрокам утверждать, что отечественная упаковочная промышленность способна удовлетворить спрос на картонную упаковку, несмотря на существующие проблемы «внешнего рыночного окружения», т.е. конкуренцию с зарубежными производителями упаковки, которые могут предложить упаковку высокого качества, с использованием дорогих материалов и оборудования, новейших технологий. В этом есть свои плюсы, поскольку это стимулирует отечественного производителя к модернизации технологического парка и освоении новейших технологий.
Помимо прочего, доля отечественных заказчиков почти регулярно колеблется в силу различных факторов. Например, сезонность, спады производства на внутреннем рынке и т.д.  Поэтому производителям необходимо поддерживать объемы выпуска упаковочной продукции за счет экспорта.  А это в свою очередь — стимул для внедрения сертифицированных систем менеджмента качества и международных стандартов. Нам есть чему учиться у западных коллег и в плане организации производства, и в плане использования достижений логистики. Ведь наряду с регулярным повышением цен на энергоносители и транспортные услуги, негативно влияют на объемы выпуска недопоставки или срывы сроков поставок материалов, длительность таможенного оформления.
Факторы, ограничивающие деловую активность предприятий — как производящих сорта потребительского картона, так и перерабатывающих его в упаковку — практически одни и те же. Разве что существуют «первенства мест» по проблематике и смещаются акценты в зависимости от специфики продукции:
•    недостаток денежных средств для долгосрочного инвестирования в производство. Этот фактор может ускорить консолидацию рассматриваемого сегмента рынка;
•    дефицит сырья;
•    высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей, усиливающаяся проблемами таможенной политики государства, что приводит к финансовой «тенизации»;
•    отсутствие или изношенность надлежащего оборудования. И здесь не только вопрос мощностей. В конечном счете, это может породить ряд дополнительных проблем, связанных с экологией производства;
•    неопределенность политической и экономической обстановки;
•    колебания спроса;
•    использование в ненадлежащей мере методов и приемов организации и управления бизнесом в сфере логистики и маркетинга.

Сегодня достаточно широко осуществляется модернизация технологических комплексов как у производителей картона для потребительской упаковки, так и у самих упаковщиков. Поскольку аппетит растущего рынка — завидный, то в проектах используется как самое современное высокотехнологичное оборудование, так и более дешевое, а также бывшее в употреблении.
В целом же модель потребления картонов на отечественном упаковочном рынке неоднородна. По-прежнему доминируют дешевые макулатурные сорта. Но рост производства товаров в сегменте премиум, обусловливает востребованность высококачественных дорогих целлюлозных сортов картона. Поэтому в ближайшие несколько лет в Украине станут особо востребованными инновационные технологии, как в производстве сырья, так и в отрасли последующей его переработки в упаковку.